5
(4)

Одной из самых любимых форм народного творчества является вышивка, а ее древнейшим видом – вышивка нитками, искусство которой зародилось много веков назад и живет по-сей день. В вышивке рукодельницы отображали представления своего народа о мироздании, людях, красоте и добре. Высокое мастерство и образная выразительность вышивки соединялись с ее прикладным назначением.

Вышивка нитками. История уральской вышивки. Картина
Пермская художественная галерея. Картина «За вышиванием», начало 1910 годов. Художник Н.А. Тархов.

Этническая ценность вышивки.

До XIX века предметы одежды и текстильные предметы домашнего обихода изготавливали путем ткачества. Нитки изготавливали из волокон растений, выращивая и обрабатывая лен, коноплю, а также из шерсти животных. Затем пряли сукно, после чего его и нитки для вышивания окрашивали природными красителями, которые были не очень яркими. Только после этого полученные ткани украшали вышивкой. Этот процесс был трудоемким, но необходимым для жизни людей, так как одежда и домашний текстиль имели не только практическое, но и эстетическое и обрядовое значение. Благодаря сохранению мастерицами вышивки знаний, полученных от предков, народ сохранял свою этническую целостность.

Особенности уральской вышивки нитками.

Урал известен как один из крупнейших промышленных центров Российской Федерации. Освоение Урала началось еще в ХV веке, после чего в период с XVI по XVII век на Урал переселялись русские крестьяне из северных губерний России. Они принесли с собой культурное наследие Севера России, которое органично влилось и оказало огромное влияние на самобытную культуру коренного населения Урала – коми-пермяков и других народностей финно-угорской группы.

Вышивка нитками. История уральской вышивки. Коми-пермяцкая вышивка

Уральская вышивка нитками исследована не так хорошо, как вышивка центральных регионов России. Благодаря историко-этнографическим экспедициям, исследованиям этнографов Свердловской и тогда еще Пермской областей, был собран огромный исторический материал.

Удалось установить, что в уральской вышивке нитками раннего периода преобладали геометрические орнаменты в виде ромбов, схематичных изображений солнца, диагональных узоров. Ею украшали занавеси, постельные принадлежности, скатерти, одежду, головные уборы.

Вышивка нитками. История уральской вышивки.  вышивка на одежде

Особняком среди прикладной уральской вышивки нитками является полотенце — исторический памятник народного декоративно-прикладного искусства. Повседневные полотенца отделывались скромно. Полотенца, которые собирались подарить гостям, или применять в праздничных случаях по поводу рождения ребенка, свадьбы, смерти, или в церковных богослужениях, украшались роскошной вышивкой, на них подносили хлеб — соль гостям, ими украшали иконы в избах.

Вышивка нитками. История уральской вышивки. Вышивка на полотенце для каравая

В вышивке нитками обычно использовались простые традиционные техники – шов вперед иголку, крест, мережка, стебельчатый тамбурный шов, роспись, счетная гладь. Узоры представляют собой чередование полос ленточного орнамента вышивки и кружева. Полотенца также могли украшаться вышитыми монограммами и текстами.

Вышивка нитками. История уральской вышивки. Вышивка на полотенце

Выбор вышивальной техники зависел от используемого в вышивке орнамента, который не только украшал вышивку, но и имел обережное значение для защиты от непонятных людям природных явления, и для привлечения в жизнь благополучия и достатка. В качестве символов-оберегов вышивались стилизованные изображения солнца, земли, воды, простые растительные орнаменты.

В вышивке нитками чаще всего использовался красный цвет, который символизировал радость, здоровье, красоту и благополучие. У древних славян он ассоциировался с животворными силами природы. Черный цвет подчеркивал основные красные орнаментальные символы, их контраст на белом фоне изделия.

Вышивка нитками. История уральской вышивки. Вышивка на полотенце

Старинные образы и символы вышивки.                  

Чаще всего в традиционной уральской вышивке использовались растительные или природные символы. Например, «дерево жизни», являлось стилизованный образом березы, которая обладала определенными лечебными свойствами, использовавшимися в медицине, и пользовалась уважением. Люди наделяли ее способностью направлять жизнь человека в благополучное русло. Также изображалось в виде вазона с цветами.

Символом цветущего сада являлись разнообразные цветки, мотивы которых использовались в вышитых композициях.

В вышивке нитками также распространены силуэты женских образов как символы материнства и плодородия, отображавшиеся в виде условных статичных фигур, все линии которых подчеркивались цветными контурными швами.

Вышивка нитками. История уральской вышивки. Вышивка богиня Макошь

Кроме того, в уральской вышивке нитками представлен так называемый «звериный стиль», когда в узорах присутствовали стилизованные изображения животных. В древние времена он применялся для общения, в качестве оберега, и даже опознавательного знака. Вышивальщицы использовали в своих работах не только реальные образы животных, но и образы мифологических существ.     Распространенными образами звериного стиля являются изображения птицы и коня.

         Изображение птицы в декоративно-прикладном искусстве Урала широко использовалось не только в вышивке нитками, но и в керамике XIII века — изразцах, в чеканной медной и серебряной посуде XVIII века, и росписи. Птица являлась символом любви, весны, возрождения земли, в вышивке чаще всего использовалось ее плоскостное изображение в профиль -. На вышитых изделиях изображались петухи и куры, двуглавые орлы, лебеди (павы), часто представленные парами.

Образ коня в древности славяне использовали как символ света и тепла, перемены времен года. В вышитых композициях как на сукне, так и на филейной сетке, он представлен как помощник человека, обрабатывающего землю

Вышивка нитками. История уральской вышивки. Символ коня и птицы

Фон вышивки также имел большое значение, условно он символизировал землю, представлявшуюся незыблемой основой всему сущему. На полотенцах фон был белый, символ святости и чистоты, а на сарафанах синий или красный.

Вышивка нитками. История уральской вышивки. Хоровод женский образ в вышивке

Новые тенденции в вышивке нитками

В 18-19 веках на изменение декоративных особенностей вышивки нитками повлияло переселение на уральские земли выходцев с Украины и Белоруссии, те привнесли в нее богатство растительных мотивов и яркость красок, которые полюбились людям и стали повсеместно использоваться рукодельницами. Побочным результатом этого стало то, что распространение цветочных мотивов послужило причиной утраты многих традиционных композиций самобытного местного орнаментального искусства в вышивке.

В XIX века в обиходе состоятельных уральских семей появились головные уборы, сарафаны, рубахи из более дорогих тканей фабричного производства– шелка, кашемира, батиста, шифона. Из них, как из более престижных, шили одежду для праздников, также изменился вид текстильных изделий. Предметы одежды стали украшать позументами, изготовленными фабричным способом, ручная вышивка нитками стала ярче и богаче, благодаря применению золотой и серебряной канители. Жители деревень также начали шить одежду из тканей фабричного производства, с этой целью покупали на ярмарках сукно, сатин, ситец, а для вышивки стали использовать гарусные и хлопчатобумажные нити.

В повседневный обиход населения постепенно вошли платки — шелковые и шерстяные, набивные ивановские и павловские, которые вытеснили традиционные головные уборы. Праздничная одежда стала ярче и разнообразнее. Ткачество и традиционные вышивальные техники —роспись, набор, счетная гладь, перевить, исчезли, их сменили более простые вышивка крестом и болгарским крестом, тамбурным швом. Вместо вышивки домашний текстиль и одежду начали украшать тесьмой и цветной тканью.                           

Вышивка нитками. История уральской вышивки. Картина
Пермская художественная галерея. Фрагмент картины «Канун», 1907 год. Художник В.А. Плотников.

Мифологическое значение орнаментальных символов в вышивке нитками со временем забывалось, но рисунки орнаментов передавали по наследству. Считалось, что они обладают целительной и обережной силой. Именно поэтому даже в середине ХХ века во время войны уходящим на фронт мужчинам жены вышивали рубахи с защитными орнаментальными узорами, а в деревнях больных детей заворачивали в узорчатые вышитые рушники.                      

Вышивка в Перми

Многочисленные и разнообразные коллекции народного декоративно-прикладного искусства, в том числе коллекция текстиля, украшенного традиционной уральской вышивкой нитками, в настоящее время хранятся в Пермской художественной галерее, Пермском краеведческом музее, других музеях Пермского края и Свердловской области. Там представлены предметы домашнего обихода, народный костюм, инструменты и материалы, использовавшиеся для создания вышивки, фотоизображения интерьера жилищ.

По информации пресс-службы галереи, данные коллекции долгое время формировались музейными сотрудниками и историками Пермского государственного университета, участвовавшими в экспедициях по территории Пермского края в 1920-1990-е годы. Собранные в результате их усилий шедевры традиционной вышивки раскрывают представления и взаимоотношения проживавших в Пермском крае народностей, и показывают ее место в культуре всего Уральского региона.                              

Вышивка нитками. История уральской вышивки. Пермская художественная галерея
Пермская художественная галерея

Возрождение искусства вышивки

На сегодняшний день отмечается бурное возрождение интереса к изящно вышитым нарядно украшенным вещам, и благодаря многообразию различных техник и современных материалов, искусство ручной вышивки нитками переживает настоящий бум. Ранее передававшиеся из поколения к поколению секреты вышивальных техник сейчас популяризируются, постоянно совершенствуются, дополняются и совмещаются, обогащая друг друга и придавая неповторимую красоту вышитым изделиям.

Вышивка нитками. История уральской вышивки. Рушник вышивка птицы
Рушник выполнен пермским дизайнером вышивки Ириной Измайловой

В коллекциях многих известных зарубежных и российских модельеров применяется украшение одежды художественной вышивкой нитками, а различные салфетки, скатерти, диванные подушки, картины и другие предметы, вышитые руками влюбленных в это искусство рукодельниц, завоевывают широкое признание, украшая современные интерьеры квартир, делая их уютными и стильными.

❗В заключении с удовольствием делюсь с вами великолепным видеообзором истории русского народного костюма, его трансформации и влияния на творчество современных дизайнеров, сделанного историком моды и тележурналистом Натальей Козловой. Пусть многообразие и богатство нашей культуры поможет Вам во всех творческих начинаниях!⬇

При написании данной статьи мною использовались сделанные лично фотографии музейных коллекций Пермской художественной галереи и Пермского государственного краеведческого музея, а также фотографии из каталога «Русская народная вышивка XVIII — начала XX веков в собрании Пермской художественной галереи».

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.